«Мгла», которая, кажется, еще в советских журналах именовалась просто повестью «Туман», окутала большинство столичных кинотеатров. Режиссер Фрэнк Дэрабонт («Побег из Шоушенка», «Зеленая миля») обратился к творчеству Стивена Кинга в третий раз и, кажется, опять не прогадал. Хотя бы потому, что третью по счету экранизацию, сделанную Дэрабонтом, оценят из-за заслуг двух предыдущих. И не только.
Начинается все обычным, но самым неприятным для героев образом: во время невесть откуда взявшегося в тихом пригороде сильнейшего урагана на дом художника Дэвида Дрейтона (Томас Джейн) падает дерево. Второе дерево, покрупнее, в щепки разносит лодочный домик. С озера наползает красивый и внешне безобидный туман. Дэвид берет маленького сына Билли и едет в город за покупками, оставив жену дома. И если на лоне природы ощущение подступающего хаоса слегка размыто акварельными видами, то в городе оно наблюдается очень даже четко. Электричество и мобильная связь не работают. Телефоны молчат. И самое тревожное – имеется повышенная концентрация людей в военной форме. А когда зазвучит сирена и, сопровождаемый клубами уже не такого пасторального, как на озере, тумана, в супермаркет ворвется человек, перепачканный кровью, вот тут, казалось бы, и пора начинать волноваться всерьез. Но, как выясняется в самом конце, бояться нужно было не разноликих чудовищ, протягивающих из мглы свои щупальца, клешни, присоски и прочее. И даже не озверевших от страха людей, которым мерещится конец света. Бояться надо было совсем другого.
Сперва о недостатках, впрочем, весьма условных. Выбор актеров, скажем так, неочевиден. Томас Джейн уже имел непосредственный контакт с плодами воображения Кинга – в «Ловце снов». Более того, ему не единожды приходилось изображать героя, способного, что называется, взять всю ответственность на себя. И у него получается убедительно. Но представьте в этой роли любого другого голливудского актера (профессионального, крепких средних способностей) – и у вас получится не менее убедительно. То же самое касается исполнительницы роли подруги-блондинки Аманды – Лори Холден. Единственный человек, чье хождение во мгле не вызывает никаких нареканий и опросов – Марша Гей Харден. Она играет стервозную миссис Кармоди, буйную фанатичку, помешанную на религии. Из всеми презираемой сумасшедшей она на глазах превращается чуть ли не в помазанницу Божью и обожаемого толпой лидера. Это завораживает почище пауков с зубами.
Да, о пауках, щупальцах и гигантских летающих насекомых. Во-первых, мы уже выяснили, что бояться нужно не их. Во-вторых, - было ли это сделано нарочно, или уж так получилось, - ну не пугает крылатая тварь, срисованная с безымянных монстров «Черной дыры», и все тут. Не убеждают рыхлые толстые конечности неведомого зверя, рвущегося в магазин за бесплатной человечиной. Но все эти мелочи искупаются последними, самыми страшными, минутами фильма.
Автора «Тумана», как, например, и автора «Вторжении похитителей тел», кроме всего прочего, интересовала занятная способность людей в минуту опасности проявлять свои первобытные (читай – худшие с точки зрения современной морали) инстинкты. Люди моментально готовы сбиться в стадо, свою волю и мозги отдать первому попавшемуся красноречивому сумасшедшему, и ради собственного блага пожертвовать не то что слезинкой, а парой литров крови ребенка. Фрэнк Дэрабонт решил, что на эту тему снято и сказано достаточно. А потому основной темой «Мглы» стало не исследование человеческой сущности с утешительными кинговскими выводами (в последних строчках повести прямо говорится о надежде – как на спасение конкретных людей, так и в более общем смысле). В фильме надежды нет в принципе. Есть Рок, Судьба. Кому суждено погибнуть от укуса ядовитой твари, того не пристрелят. Кому суждено спастись – спасется. Что бы ты ни делал, во что бы ты ни верил – твоя жизнь не в твоих руках. Только ужас и беспомощность. Действительно – очень страшно.